Прочитав наш обзор, вы можете смело приступить к конструированию освещения в своем жилище, посещениям магазинов и выбору подходящих светильников. Осталось несколько практических вопросов, которые наверняка будут для вас интересными. Первый из них – об уровне качества светильников и масштабах цен.
Любой из нас прекрасно понимает, что качество непременно переходит в количество. Качество любого товара, повышаясь на фабрике, приводит к увеличению количества денег, которые вам придется затратить на его покупку. Светильники не исключение. И если ценовой разброс в этой товарной группе приблизительно понятен (например, торшеры одного и того же функционального назначения и мощности могут стоить от 50 до 2000 долларов), то соответствующий ему диапазон качества на первый взгляд не выглядит столь большим, что и вызывает зачастую недоумение у покупателей.
Итак, из чего складывается качество светильника? Ответ очень прост. Во-первых, из качества дизайна, во-вторых, из качества материалов и, в-третьих, из качества сборки. Свой вклад в цену вносят также издержки на выполнение сложных технологических процессов (если без них не обойтись). Уровень сложности конструкций тоже играет определенную роль, хотя и далеко не главную – тем более сегодня, когда светильники простого и очень простого дизайна доминируют на рынке. Но, всё же, чем больше у светильника всевозможных деталей и их сочленений, тем больше будет его цена (при прочих равных условиях). Однако, качество материалов и методы сборки, безусловно, имеют куда более существенное значение при ценообразовании.
Что такое хороший светильник? Это высокотехнологичный и одушевленный предмет. То есть для его производства используются, с одной стороны, передовые способы обработки материалов, а с другой стороны, ручной труд. Чем больше первого и второго, тем более приятно созерцать светильник и прикасаться к нему. И если светонезависимые конструкции влияют только на общий дизайн, то плафоны, абажуры (иными словами – рассеиватели, диффузоры) самым непосредственным образом формируют свет, влияют на качество излучаемых световых потоков. Светопропускающие материалы, собственно, и играют самую важную роль в появлении тех чувств, которые мы испытываем, глядя на светильник.
И, конечно же, муранское (венецианское) стекло весьма отличается от обычного, равно как и восхитительная пупырчатая хром-ванадиевая поверхность – от обычного алюминия или нержавеющей стали. Впрочем, и муранское стекло бывает разных категорий, это свойственно всякому ручному ремеслу. Чем более живым, художественно утонченным получается стекло, тем, разумеется, оно дороже оценивается. Кроме того, хорошее стекло дольше не тускнеет под воздействием света и, заметьте, это особенно важно при покупке светильников с лампами большой мощности.
Металлические, а тем более пластиковые конструкции тоже далеко не вечны. Они подвержены коррозии, вибрации, выгоранию, воздействию высоких температур (не забывайте, что лампочка сильно нагревает окружающее пространство). Но если сам металл и через двадцать лет будет выглядеть приблизительно так же (очень хочется в это верить!), то вот огрехи в сборке обычно проявляют себя намного раньше. Впрочем, нередко они заметны сразу, такое сплошь и рядом свойственно дешевым светильникам. Места сочленений отдельных деталей расшатываются – под воздействием вибраций, внутренних напряжений, при переноске, перемещении (торшеры, настольные лампы), регулировке (поворотные источники света), неосторожном обращении (не только со стороны детей) – и светильник теряет свою первоначальную цельность, рассыпается, если говорить бытовым языком. Поэтому качество в данном случае синонимично не только красоте, но и долговечности.
Но, разумеется, не только "физические" свойства светильников вносят огромный вклад в цену. Ничуть не меньше на этом же поприще "трудится" и дизайн. Разработка знаменитого или даже просто именитого дизайнера сразу же повышает стоимость в несколько раз. Заслуженно или нет? Оценивайте сами. Многие их модели выпускаются по двадцать лет и ничуть не теряют своей актуальности. Новизна и художественное долголетие – вот главные их преимущества. Это, конечно, помимо того, что большинство авторских светильников еще и очень красивы, интересны, продуктивны, вызывают глубокие положительные эмоции. Плюс к этому, разумеется, сами имена – например, Палтерера или Мендини – имеют известную символическую ценность, и вы можете к ней приобщиться.
Наша рекомендация: если у вас есть деньги на покупку светильников великих мастеров современности, непременно потратьте их. Вы не пожалеете. Если нет, ничуть не переживайте: вдвое, впятеро, вдесятеро более дешевые светильники тоже достаточно хороши. К тому же они меньше ограничивают вашу свободу: поменять светильник за $50, который со временем перестал радовать, в двенадцать раз легче, чем купленный за $1500. Не забывайте, что светильники – предметы из жанра декораций, а человека есть тяга к смене декораций, даже если он в течение всей своей жизни успешно и радостно играет один и тот же спектакль.
И ведь не только самими светильниками определяется успех осветительного дела. Мы уже неоднократно говорили, что важен не столько сам светильник, сколько освещение, которое он формирует. Кстати, это происходит не как-нибудь, а контекстно, и вот тут-то вы можете во многом скомпенсировать те дизайнерские недостатки, которые свойственны продукции массового производства по сравнению с эксклюзивными предметами, выпускаемыми малыми тиражами. А именно, придумайте что-нибудь оригинальное, нетривиальное, парадоксальное или хотя бы интересное. Дизайнеры создают светильники, а вы создаете интерьер. У вас ничуть не меньше творческой свободы, чем у великих. С помощью недорогих светильников можно создавать подлинные архитектурные и декораторские шедевры. Самое ценное – как всегда! – это идеи. Светильник не только выглядит, но и светит
Увлекшись дизайном и придумыванием нестандартных решений, не забудьте и о такой прозаической вещи как фотометрия. Конечно, едва ли вы будете – подобно фотографу – замерять уровень освещенности в различных точках пространства или включать в свой проект точные расчеты. Однако, вам нужно иметь хотя бы общее представление о том, что всякий светильник обладает своей индивидуальной фотометрической диаграммой, которая всегда практически отличается от правильного круга (исключением является светильник в виде полупрозрачной матовой сферы). То есть, иными словами, светильники распространяют свет в окружающее пространство неравномерно по разным направлениям. И висят далеко не всегда в центре помещения. Не забывайте о том, что освещенность уменьшается при удалении от источника света. Кстати, оптимальный уровень освещения для чтения и письма находится в пределах 500–1000 люксов. И уж, во всяком случае, посмотрите пристально на включенный в магазине светильник и оцените, в каких направлениях и в пределах каких углов он светит, и подходит ли это для решения вашей задачи. Не торопитесь, внимательно понаблюдайте также за тем, какое освещение дает приглянувшийся вам излучатель – прямое, рассеянное, отраженное или, возможно, какую-то комбинацию их – например, 1) прямые лучи вверх, которые будут отражаться от потолка; 2) рассеянный посредством плафона свет на верхнюю часть стен, 3) а отраженный от внутренней поверхности плафона – вниз. Свет ощущается не только в воздухе, но и в духе
Учтите и то, что восприятие света формируется не только объективными физическими характеристиками. Субъективные факторы ничуть не менее объективны. Например, теплые цвета вызывают у человека вполне объективное ощущение более высокой температуры в комнате, а холодные – более низкой. Насыщенные цвета "добавляют" освещенности (хотя на самом-то деле источник света остался прежним), в то время как блеклые тона, напротив, способствуют ощущению сумеречности.
И, конечно, если свет влияет на восприятие архитектуры, то и архитектура влияет на восприятие света. Поэтому вместо того, чтобы менять люстру, задумайтесь о радикальном улучшении архитектуры вашей квартиры – например, о ремонте, перепланировке и обновлении мебели. Ощущение света в архитектуре зависит также от факторов среды – таких, как уровень шума, температура, влажность и состав воздуха: в душной, жаркой и шумной комнате даже блестящая архитектура с великолепным светом поблекнут. И, наконец, достичь красивого освещения можно только в том случае, если вы пребываете в хорошем расположении духа, если у вас на душе радостно и светло. Внутреннее состояние человека, конечно же, ничуть не менее актуально для восприятия освещения, нежели чем цвет, мебель или шум за окном. Пожалуй, с этого и нужно начать.
Благодарим сайт http: //www.yondi.ru за предоставленную информацию
|